Разберемся, что произошло, происходит, и каковы прогнозы.
За пять месяцев 2025 года некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» за 5 млн рублей закупила поддержку программного обеспечения, 4,5 млн рублей отдала за аренду легковых автомобилей, почти пару миллионов на освещение своей деятельности в СМИ, больше полумиллиона рублей на закупку канцелярии. С начала года проведено несколько десятков закупок на техническое обследование домов и выполнение работ по капремонту нескольких многоквартирных домов (МКД)
Фонд в лицах
Фонд капитального ремонта общего имущества в МКД в Пермском крае был создан 22 июля 2013 года. Больше 10 руководителей он сменил за это время. И каждая новая команда говорит, что ей надо разобраться с тем, что натворила предыдущая команда, провести ревизию, всё сосчитать, продумать план действий… Буквально ничего из намеченного ни одна команда так и не успела. Правда, последние руководители успели принять новую программу капремонта, но эта программа частично уже отменена судом. Формально разработкой программы занимается министерство ЖКХ Пермского края. Фонд капремонта является исполнителем.
В феврале 2025 года власть снова сменилась. Генеральный директор Владимир Хлебников покинул занимаемую должность по собственному желанию. И.о. гендиректора стал Станислав Ермолаев, который занимал пост начальника отдела капремонта в департаменте ЖКХ Перми.
Сейчас руководство фонда такое: в состав правления входят Наталья Киселёва, министр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Александра Колчанова и Наталья Жоголь — заместители министра, Руслан Сиддиков — начальник отдела МинЖКХ.
В попечительском совете: Андрей Алякринский — заместитель председателя правительства Пермского края, Владимир Алистратов — первый заместитель председателя Общественной палаты Пермского края, Артем Габдрахманов — министр строительства Пермского края, Вероника Куликова и Павел Черепанов — депутаты Законодательного собрания Пермского края.

Фонд в цифрах
В программе капремонта 12 656 домов, из них более 4 тыс. на спецсчетах, то есть не в общем котле. С 2013 по 2025 год отремонтировали 1931 дом, при этом больше половины — за последние три года. Всего собрали больше 11 млрд рублей, потратили 7,6 млрд рублей. Собираемость составила 95%, то есть собственники не копят больших долгов, платят вовремя.
Несмотря на то, что за 12 лет существования фонда капитально ремонтировали в среднем не больше 200 домов в год, в краткосрочной программе (с 2024 по 2026 год) больше 1,5 тыс. домов. На чем основан такой оптимистичный прогноз? На приписках, конечно. В данном случае «приписаны» к «общекотловым» домам те, кто самостоятельно проводит капремонт за счет средств, аккумулированных на спецсчетах. В 2024 году всего было отремонтировано 544 дома, из них 230 «из общего котла», а остальные — это те, чей фонд сформирован на спецсчетах, владельцами которых являются УК, ТСЖ, ЖСК и региональный оператор.
В 2025 году запланировано отремонтировать 244 дома (468 видов работ), потратить 3,4 млрд рублей из «общего котла». Общее количество МКД, где запланирован ремонт в 2025 году, — 431. И примерно столько же (полтысячи) запланировано на 2026 год, из них больше половины — дома со спецсчетами.
Отметим, что если стоимость работ по капремонту превышает объем средств, собранных по дому, дом не может уйти от регоператора, пока не погасит задолженность перед ним. Вроде логично: дом отремонтировали, но он продолжает платить в «котел», потому что его собственных средств не хватило на капремонт. И люди платят, а срывы сроков и планов происходят постоянно. Почему?
Срывы ремонтов
Сорванных работ в 2024 году не зафиксировано, по данным Фонда. Это не так. Несколько ремонтов не завершены по причине расторжения договора с подрядчиком. Например, работы по капремонту фасада дома по ул. Петропавловской, 97 были начаты в 2024 году, но прерваны и до сих пор не возобновлены. По данным пресс-службы краевого правительства, окончание ремонта фасада данного дома запланировано на 2025 год. При этом подрядчика, сорвавшего сроки, не исключили из реестра квалифицированных подрядных организаций (РКПО). ООО «Волд», аффилированная депутату Пермской городской думы Олегу Шлыкову, бросила работы, не выполнив и трети запланированного.

Брошенный ремонт на Петропавловской, 97 — в таком виде дом простоял всю зиму. Работ все еще не ведется. Фото: properm.ru
Как пояснили в краевом правительстве, для исключения из РКПО необходимо решение УФАС по Пермскому краю. Почему нет этого решения, не ясно.
Подрядчики и лимиты
Региональный оператор работает примерно с 50 подрядными организациями, включенными в РКПО. Это на весь край, на весь объем работ. С проведением конкурсов сохраняется всё та же тенденция: их признают несостоявшимися, так как заявляется или один подрядчик (с ним и заключают договор по первоначальной максимальной цене контракта), или никто не заявляется (и тогда ищут любую компанию, с которой заключают прямой договор).
Если в 2022 году подрядчики были задействованы на подготовке города к празднованию 300-летнего юбилея, то сейчас где они?
Подрядчики в сезон могут делать сверхприбыли, на коммерческих ремонтах могут заработать столько, сколько не получится при работе с Фондом. Причин тут много, например сложнее «пририсовать» объемы закупленного материала, заменить качественный материал на более дешевый. Не стоит забывать, что обычно подрядчик нанимает субподрядчика, а тот какие-то свои бригады гастарбайтеров. В итоге до тех, кто реально выполняет работы, доходят копейки, а миллионы рублей оседают в карманах тех, кто и на объект, скорее всего, ни разу не выезжал.
Те же компании, которые позиционируют себя как порядочные и ответственные, в голос говорят об одном: некачественных проекта (кардинально отличающихся от реальности), недостаточных суммах и низких лимитах.
Массовое некачественное проектирование было проведено в 2018–2019 годах, компании из Екатеринбурга и Перми в одних случаях выполнили проектные работы с грубейшими ошибками, в других случаях просто их не выполнили или выполняли по 800 дней. Подрядчики столкнулись с тем, что не могут выполнить ремонты по предоставленным проектам, а вносить изменения в проекты никто не спешит. Проектами не учтен большой объем разных видов работ.

Подрядчиков очень мало, из них еще меньше эффективных, а они жалуются на некачественные проекты и маленькие суммы на ремонт. Фото: properm.ru
Еще одна проблема — так называемые «лимиты», предельная стоимость того или иного вида работ. Например, в 2021 году лимит на ремонт фасада был определен в 4 млн рублей, а отремонтировать за эти деньги можно только 40% фасада, исходя из текущих рыночных цен. Лимиты планировали повысить, но, по данным Фонда, «информация об обращении подрядчиков о пересмотре лимитов у регионального оператора отсутствует».
Низкие цены контрактов, ниже рыночных цен на отдельные виды работ — всё это тоже имеет место быть. А вот с авансами проблем теперь нет. Фонд может выдавать аванс в размере до 50% — при предоставлении подрядчиком независимой банковской гарантии (она соответствует размеру аванса).
Суд по отмене программы капремонта
Еще в 2024 году Пермский краевой суд признал частично недействующей региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД Пермского края. По словам одного из тех, кто добился этой отмены, юриста-правозащитника Виталия Степанова, претензий к документу было много.
Как выяснилось в суде, при подготовке региональной программы на 2024–2074 годы в отношении МКД визуальный осмотр конструктивных элементов не проводился, отчеты об оценке технического состояния общего имущества МКД не составлялись (как и при подготовке предыдущей программы). В программе были перенесены как определенные виды работ, так и определенные адреса.
Например, износ домов в Кизеле был определен на «1905 год». Капремонт крыши, фундамента и фасада многоквартирного дома № 87 по ул. Ленина будет проведен в 2072 году, когда дому будет глубоко за 100 лет. Смущает экспертов сам 50-летний срок программы (до 2074 года).
Программу отменили «в части». Что это значит? По словам Виталия Степанова, для жителей тех домов, которые судились, программу изменят, но для остальных нет. Несколько десятков домов, чьи собственники обратились в суд, могут рассчитывать, что ремонт им перенесут с 2050–2060-х годов на «поближе», а также, что работы, которые исчезли из программы, например «ремонт сетей ГВС», вернут.

Больше 10 домов, большинство из которых на Комсомольском проспекте, ремонтировали по решению суда. Фото: со страницы Виталия Степанова
Судились представители нескольких десятков домов: ТСЖ «Покровские ворота», ТСЖ «Комсомольский проспект, 88», ТСЖ «Запруд», ТСЖ «Парковый, 14», ТСЖ «Комсомольский проспект, 77», ТСЖ «Хабаровская, 66», ТСЖ «Сибирская, 30», ТСЖ «Уинская, 35» и др.
Зачем вообще была принята эта новая, до 2074 года, программа? Реализация предыдущей программы (2014–2044), как выяснилось, «проводилась без учета реального технического состояния многоквартирного жилищного фонда» и «показала отсутствие финансового обеспечения». В общем, приняли косой-кривой документ, а поняв, что он косой-кривой, приняли еще один, растянув его по времени исполнения до 2074 года.
Правозащитникам удалось, по словам Виталия Степанова, доказать главное — то, что переносить сроки капремонта на более поздние периоды больше нельзя. И внести в программу изменения в отношении тех домов, чьи сроки ремонта были перенесены.
«Сейчас представители Фонда, как я понял, — говорит Виталий Степанов, — пытаются прояснить до конца позицию истцов, когда те хотят проведения ремонта, каких работ ждут. По старой программе их должны были отремонтировать еще до 2020 года, понятно, что этого периода сейчас в программе просто нет. Соответственно, надо понять, на какой период запланировать ремонт».
По данным Фонда, в настоящее время сроки капремонта МКД в рамках исполнения решения суда изменены. Соответствующий проект постановления правительства Пермского края находится на согласовании. После принятия постановления документ будет опубликован на сайте Пермского края.
Кроме того, по словам экспертов, раз программа растянута на 50 лет, должна быть предусмотрена неоднократность проведения тех или иных видов работ. Потому что есть нормативные сроки выполнения ремонта по определенным системам, инженерным коммуникациям — это 20, 30 лет. 50 лет — фундамент, стены. Но капремонт государство делает один раз. Тогда зачем отремонтированному дому находиться в программе все 50 лет?
Иски о возложении обязанности на фонд провести работы по капремонту поступают и от жителей, и от прокуратуры. По словам Виталия Степанова, вариантов у жителей несколько: оспаривание соответствующей части программы капремонта, обращение в суд с иском к муниципальному образованию, если требовался капремонт на момент начала приватизации. «Если дом в общем котле, и в программе прошли сроки, в которые надо было проводить капитальный ремонт, а он не выполнен, можно обращаться в суд с иском к Фонду, требуя выполнить работы», — пояснил Виталий Степанов.
Отдельному собственнику сложно будет добиваться справедливости, во-первых, судебные пошлины сейчас немалые, во-вторых, судиться — это затратно, особенно если понадобится строительно-техническая экспертиза. Идти в суд имеет смысл, если весь дом объединит усилия.

Наремонтировали
Отдельного разговора заслуживает ремонт домов, который проводили к 300-летию Перми. Это дома на Комсомольском проспекте, улицах Куйбышева и Соловьёва. Например, несколько домов на Компросе до сих пор «закрывают» огромный перечень недоделок: нет скрытых работ, нет гидроизоляции, надо переделывать то, другое. Жители делают ремонт за счет подрядчиков, потом взыскивают убытки с администрации Перми (дома ремонтировали по решению судов). Чтобы исполнить решения судов о капремонте, судебный пристав привлекал подрядчиков, они выполняли работы, заставлял администрацию оплачивать эти работы. Пристав — молодец, людям сделал добро, но его привлекли к уголовной ответственности, потому что подрядчика должны искать через торги.
Кроме того, практиковались трехсторонние договоры (администрация, ТСЖ, подрядчик), сейчас прокуратура и суды разбираются в этих схемах.
Еще один пример «креативного» подхода к ремонту: Дом чекистов по ул. Сибирской, 30: подрядчик выполнил все работы за свой счет, за счет кредитных средств, а сейчас ТСЖ вышло с иском к администрации, чтобы эти работы подрядчику оплатили.
«Мы крайне не рекомендуем ТСЖ влезать в такие схемы, — говорит Виталий Степанов. — Есть решение суда — администрация его выполняет. Как они выполняют — это их головная боль».